Как попасть в «Что было дальше» и CreamSoda? Тюменский оператор об успехе и лучших проектах

Константин Шмелев — оператор-постановщик таких известных в России шоу, как «Что было дальше?», RoastBattle, LenaKuka, также тюменец работал с музыкантами и группами CreamSoda, Niletto, СБПЧ. В интервью Moi-portal.ru он рассказал, есть ли какие-то правила успешности и как зарекомендовать себя и попасть в крупный федеральный проект.

Пример истории творческого пути Константина может вдохновить многих. Молодой человек рос, учился и работал в Тюмени, развивал региональные проекты. Во многом, как отмечает сам оператор-постановщик, его сегодняшняя карьера основана на знакомстве с тюменскими профессионалами. 

Свет, камера, начало творческого пути

Свою первую камеру я купил еще в школьные годы. Снимал для друзей, мы таким образом веселились. В 14 лет стал оператором на свадебной церемонии брата. Потом уже в институте работал над клипами, выпускал более-менее целостные проекты для тюменских исполнителей рэп-андеграунда.

Обучаясь в Тюменском индустриальном университете, Константин параллельно занимался любимым делом, а на втором курсе начал работать с Эдуардом Важениным и Максимом Левковым из WAKE UP | Video Production. Максим, кстати, в этом году участвует в областной «Студвесне», он стал куратором направления «Видео». Довольно крупные проекты начали требовать внимания и, соответственно, времени. Так Константин ушел с третьего курса университета и решил все силы бросить на видеосъемку. 

«Образование не является ключевым средством достижения успеха» 

Уже имея опыт и жизненные ориентиры, тюменец поступил в Московскую школу кино. Хоть и видел свой путь в самообразовании, в методе «проб и ошибок», но в результате длительных бесед с родителями было принято решение получить профессиональное образование — и им спокойнее, и возможность неплохая. Жалеть не пришлось.

Образование не является ключевым средством. Это лишь один из путей. Полно примеров ребят в нашей сфере и с образованием, и без. Есть люди, которые достигают высот, получив профессиональную подготовку, а есть операторы, которые снимают фильмы со Звягинцевым (Прим. ред.: Андрей Звягинцев — известный российский кинорежиссер и сценарист), не имея никакого образования. И это не мешает им получать мировые награды за свою работу. Изначально жизненные ситуации людей отличаются и они имеют разные возможности: кто-то может платить за образование и уехать, а кто-то нет.

Оператор-постановщик должен координировать слаженность всех камер, разбираться в технических и творческих аспектах работы. Чтобы получилось идеально, желательно разделять ценности проекта, быть на одной волне с командой. Для того, чтобы качественно передать идею, будь то шоу, проект или фильм, оператор должен обладать определенной насмотренностью, уметь работать с оборудованием — от линз до подбора цветов. Воссоздавая картинку через камеру, проект приобретает визуальный и эмоциональный эффект. Этому нужно учиться в течение всей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что сейчас получить определенные знания проще: в интернете много информации, обучающих курсов и статей, существует YouTube. Но, как отмечает Константин Шмелев, эта информация не систематизирована и получение качественного результата может затянуться:

Образование как раз дает нужные знания: школа кино уже все переварила, подготовила и дает готовые решения. А в интернете эта информация тоже есть, но она очень бессвязна, а найти эти связи самостоятельно бывает очень сложно. Поэтому если человек умеет работать с информацией и знает, как что-то найти, то для него не будет проблемой, как это применить и сделать классную работу.

В главных ролях

Немаловажную роль в становлении профессионала играют люди, которыми человек себя окружает. Друзья, зрители и наставники. Своими старшими товарищами Константин считает Максима и Эдуарда, которые были на порядок старше в начале их сотрудничества:

Наставник не супернеобходим, но если он есть — это круто. То, что действительно нужно — это иметь контакты с людьми из твоей сферы, чтобы просто понимать происходящее лучше, не вариться в собственной каше, давать оценку себе и чтобы другие оценивали именно с профессиональной точки зрения. Важно обмениваться разными находками с интересующимися, это будет двигать вас дальше.

Константин вспоминает, что при работе в Тюмени в основном все были самоучками. Поэтому отличался уровень команд, которые делают контент. Тюменцы предпочитали все делать самостоятельно и на голом энтузиазме: придумывали, снимали, монтировали. А на больших проектах происходит делегирование, профессионалы делают свою работу слаженно, с пониманием того, что должно получиться в результате и как этого достигнуть. 

Тем не менее, опыт и общие знакомые, возможно, и общая ментальность позволяют приблизиться к желаемым проектам:

Все крупные проекты, которые у меня есть, так или иначе связаны с Тюменью. Режиссером клипа, например, у группы CreamSoda выступал Саша Гущин. Для меня он был легендой, еще когда жил в Тюмени. Я о нем знал и хотел с ним поработать. Раз мы из одного города, у нас были общие знакомые, они нас свели, и вот мы до сих пор дружим и делаем проекты. CreamSoda — один из них. Продюсер "ЧБД" Максим Морозов тоже из Тюмени, режиссер Вагиф Гусейнов — из Ноябрьска, но учился в Тюмени. Так или иначе, это оказались какие-то городские связи.

Что было дальше?

Крупные проекты могут приходить не сразу. А еще они могут стать крупными уже в процессе работы. 

Когда мы делали "ЧБД", я даже не сразу понял, что это самое популярное шоу в YouTube. До меня это долго доходило, мне даже объясняли. Мне казалось, что мы просто снимаем шоу.

Проекты ЧБД, LenaKuka и RoastBattle являются самыми продолжительными и большими в карьере Константина на данный момент.

До того, как Константин познакомился с большим продакшном, креативным продюсером Максимом Морозовым и режиссером Вагифом Гусейновым, в 2020 году совместно с режиссером Артемом Гилемяновым он работал над короткометражным фильмом «Смерть чиновника».

Началось взаимодействие с того, что Артем позвал работать над проектом на Мальдивы. Отказаться было сложно. Мы отсняли там шоу про выживание. Он в то время тоже проходил обучение, и ему тоже нужен был дипломный проект. И так совпало, что, уже поработав вместе и съездив в такое приключение, у нас образовалась некая дружба. Он предложил снять вместе выпускной проект, но сложность была в том, что он не был постоянно в Москве и нам пришлось за месяц подготовить такой довольно большой проект.

Неудачная работа vs любимые проекты

Не всегда заранее можно угадать и просчитать, какой результат получится у проекта. Особенно, если с этой командой вы еще не сработались. Можно, конечно, сотрудничать на постоянной основе только с определенными проверенными людьми, с которыми уже выстроено доверие и взаимопонимание. Можно выбирать тех людей, тех режиссеров, с которыми ваши взгляды похожи. Но это удача, и она подворачивается не всегда. Ошибки совершаются часто, но, так или иначе, формируют опыт. 

Ошибок было много. Бывало, по глупости впишешься в проект, который отнимет в итоге много сил и времени, а потом понимаешь, что не сходишься с людьми. Это самое страшное, что может случиться. Не всегда удается заранее предугадать, какая-то чуйка вырабатывается только спустя время, но поначалу берешься за все, а потом в какой-то момент понимаешь, что уже месяц работаешь над провалом — вы друг друга не чувствуете, нет коннекта, тебе не нравится то, что вы делаете. Но работа идет, уже какие-то деньги потрачены, силы. Это неприятно. Я бы поэтому посоветовал в данной ситуации выбирать людей, с которыми ваши взгляды похожи. Бывают и в хороших проектах моменты, когда приходится отстаивать свое виденье, но если получается что-то крутое — это того стоит.

Среди своих успешных проектов Константин особенно выделяет клип Shadowax — Николай Reptile. На взгляд эксперта, в клипе получилось буквально все: «классный проект, классный артист, теплые воспоминания о самой съемке, а результат все еще висит на моей главной странице». Именно эта работа принесла тюменцу больше всего коммерческих и некоммерческих проектов и новых знакомств.

В следующем выпуске…

Взаимодействие с разными командами и проектами помогает создать определенное портфолио. Так, например, часто операторы могут взяться за проект на свои деньги. В этом случае речь обычно идет о рекламном и просто коммерческом бизнесе. Сначала съемка идет для портфолио и для себя, а когда приходит настоящий заказчик, он уже видит результат и выберет того, у кого есть работы, похожие по тематике. Рисковать не хочет в этом деле никто, тем более, когда рекламный рынок претерпевает изменения. Именно в рекламном бизнесе Константин видит свое ближайшее будущее, хотя и от идеи снимать фильмы не отказывается — просто, как он отмечает, еще не время. 

В экономическом плане происходят изменения, поэтому коммерческие и рекламные проекты будут форматироваться и каждому придется решать: препятствие — это для развития или новая возможность воплотить свои идеи. На съемке фильмов и сериалов сложившаяся ситуация, по мнению Константина Шмелева, не скажется категорично:

Анализируя рынок, можно сделать вывод, что кино и сериалы снимаются. Производство не остановилось, у кинотеатров есть платформы, люди смотрели и будут их смотреть. Это нельзя отменить. Будут и средства, чтобы их финансировать, возможно, и государство будет помогать. Что касается рекламного рынка, думаю, его ждет сильное переформатирование. Скорее всего, изменится и способ производства контента, появятся и другие формы создания. Трудно будет всем. То, над чем мы работали, не то что бы перечеркнулось, но обесценилось. Теперь нужно создавать какие-то новые ценности, чтобы быть востребованным.

Сцена после титров

Карьера оператора начинается не с желания, а с действий. Профессионализм приходит с опытом, а его надо нарабатывать. Константин отметил, что и в Тюмени, и в Москве есть множество талантливых ребят, которые даже если снимают для себя и в стол — идут к этому заветному слову «успех». Но кто определяет эту степень успешности?

Есть понятие о востребованности, когда тебя постоянно приглашают в проекты. Для кого-то именно это и есть успешность. Для кого-то она выражается в возможности высказать свои мысли, может, это не так востребовано, но для себя человек достигнет того, чего хотел, и будет чувствовать, что реализовался. Не стоит ориентироваться на общие критерии успешности — они довольно иллюзорны. Главное — делать, и делать то, что нужно именно тебе.

Константин Шмелев в этом году стал экспертом областного фестиваля творчества «Студенческая весна». В рамках события прошли мастер-классы по 12 направлениям. 6 апреля Константин в «Конторе пароходства» провел занятие для тюменских студентов «Хороший. Плохой. Свет». Участники создавали портрет, используя различные техники и световые приборы, а затем изучали, как его можно испортить.

О том, кто стал победителем областного фестиваля и как прошел гала-концерт, читай в нашем репортаже.

Лера Гринашко для Moi-portal.ru