Для начала хотелось бы узнать, где ты училась? И учишься ли сейчас?
Я родилась в Омске, там училась на актерском отделении Омского государственного университета, а потом переехала в Санкт-Петербург, в родной город моей бабушки, это казалось логичным решением. Там я училась в Российском государственном институте сценических искусств — сначала недолгое время на режиссуре театра кукол, а потом на театроведческом факультете, который и окончила. Так что у меня два высших образования, оба с отличием — я актриса и театровед.
После окончания второго института я сразу поступила в аспирантуру, которую окончила в этом году. Я получила квалификацию педагог-исследователь, направление «Культурология». Тема моей кандидатской диссертации — «Юродствование как культурный феномен XXI века на материале театрального искусства» — надеюсь защитить свою работу этой зимой. Довольно сложно совмещать основную работу, практику театрального критика и науку.
Александрина, какой путь ты прошла до того, как стала руководителем молодежного театра? Что было сложного, а что запомнилось больше всего?
В «Космосе», как и вообще в Тюмени, я оказалась совершенно случайно, так сложились обстоятельства. Я не планировала задерживаться здесь надолго, но вот так вышло, что уже несколько лет я живу в этом городе. В театральный центр я пришла в 2019 году на ставку менеджера проектов. Мне было интересно поработать с проектной деятельностью, а «Космос» казался самым любопытным местом на театральной карте Тюмени. Спустя полтора года я стала заместителем руководителя по творческой работе, а в марте 2021-го — руководителем. В общей сложности в «Космосе» я работаю 2,5 года.
У меня был довольно долгий период адаптации: меня никто не предупреждал, что я иду работать не в сферу культуры — мне как-то забыли об этом рассказать. Работа здесь дала мне возможность узнать иной контекст, так как я всю жизнь занималась театром и общалась в очень узких кругах — таких же, как я. Поэтому, конечно, «Космос» был для меня выходом из зоны комфорта. Когда я пришла, мне говорили, что здесь не применим мой опыт в профессиональном театре, мол, любители (ненавижу это слово), нет труппы.
Сегодня мы с командой доказываем, что возможно абсолютно все! Наша структура как театрального центра за 2 года не поменялась, но при этом мы стали узнаваемы на федеральном уровне, нами интересуются в театральной России, многие молодые мейкеры хотят работать с «Космосом», участниками наших проектов становятся люди из разных городов, а наши спектакли, собранные мной как куратором, стали попадать в афишу крупнейших профессиональных театральных фестивалей.
Но почему именно театр?
У меня никогда не было варианта, что я стану, например, юристом. Я с раннего детства люблю театр и всю жизнь им занимаюсь. Сейчас я могу менять оттенки своей деятельности: быть исследовательницей, кураторкой, театроведкой, критиком, перформеркой и еще кем угодно, потому что это всегда лежит в области театра. Я так определяю свою профессиональную идентичность.
Какие двери открывает молодежный театр и возможно ли в него попасть, не имея профильного образования?
Сегодня нет такого разделения: любительский театр или профессиональный. Мир стремится к горизонтальности и кросс-жанровости. Для того, чтобы заниматься театром, необязательно иметь профессиональное образование. Вопрос качества продукта, который создает человек, зависит не от диплома, а скорее от способности слышать время и мир, от любопытства и от способности создать такую концептуальную рамку спектакля, в которой непрофессионалы не будут выглядеть нелепо. И это вовсе не новость: сейчас самоорганизованные театральные тусовки и люди из иного профессионального контекста делают очень много интересных вещей, попадают в «Золотую Маску», которая как-то традиционно для регионов считается мерилом успеха.
Таких кейсов много, один из моих любимых примеров — это пермская театральная компания «Немхат», основателем которой является Саша Шумилин, а основная часть перформеров — студенты-медики. Этот проект приезжал в «Космос» со своим спектаклем «Пока все дома». Его же они показывали в программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска». Это вот удачный пример работы с концептом, в которой ребята-непрофессионалы выглядят органично и круто.
Сегодня точно каждый может обратиться к театру, чтобы понять что-то о себе, о мире вокруг, о людях. Мне вообще нравится эта тенденция к междисциплинарности: я могу быть теоретиком, но обращать знание в форму, а могу быть практиком, но при этом исследовать театр как теоретик. И театр — это всего лишь еще один медиум, с помощью которого можно поговорить о мире. Это может каждый. Просто не надо думать, что театр — это только черная коробка, зрительный зал и говорящие головы, воспроизводящие драматургические тексты с разной степенью одаренности. Театр разнообразен и многогранен — уверена, что он может быть интересен абсолютно всем, просто надо найти свой формат. Так что, если вас в детстве травмировал поход в театр со школой, дайте ему еще один шанс.
Вот ты утверждаешь о том, что множество людей самых разных профессий и взглядов стремятся к театру, а в Тюмени развито театральное сообщество?
У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Я бы сказала так: мало какой регион может похвастаться такими условиями для развития. В Тюмени создана хорошая и абсолютно доступная среда для развития каждого: просто приди и возьми. Уверяю, что во многих городах России молодые люди были бы счастливы, если бы у них были хотя бы приближенные к тюменским условия. В Тюмени не очень развита культура, если сравнивать с соседними городами, но зато очень развита работа с молодежью. Не могу сказать, что театр здесь на вау-уровне, однозначно нет, но попасть в сообщество и изменить город к лучшему может каждый. В «Космосе» регулярно проходят лекции, лаборатории — приходи, пробуй, узнавай — все просто. А захочется чего-то более серьезного — для этого есть конкурс «ЦЕХ», в котором можно получить поддержку на реализацию своего проекта или постановку спектакля.
Что бы ты пожелала тем, кто только ступает на путь творческого развития, проявления себя и своих способностей или сделает это в дальнейшем?
Ничего не бояться, стремиться объять необъятное, образовываться везде, где только можно, и больше смотреть, что делают другие, особенно за пределами Тюмени и России вообще. Важно быть интересным самому себе, а там и другие подтянутся.