Феномен тюменского кино: есть ли кинопроизводство в регионах?

Насколько часто в своем окружении кто-то из нас слышит формулировку «тюменское кино»? Поначалу может показаться, что местное киносообщество живет любительским дублем или коммерческими съемками, но появление в области Центра развития региональных медиа и кино «Медиаполис» и проекта «Снять за 72 часа» говорит об обратном. Мы поговорили с пионерами мувимейкинга в Тюмени и восстановили хронологию зарождения локального кино.

С чего все начиналось?

Со слов продюсера Baza Андрея Зубова, когда-то Тюмень представляла из себя свадебный рынок с операторами, которые «наелись» повторяющихся событий и репортажных съемок. Они искали своей творческой реализации: тогда в регионе в 2015 году впервые появляются кинопроекты, эксперименты, коллаборации разных специалистов. До этого на рынке области еще не сформировался запрос на кинопроизводство, поэтому все, что снимали местные специалисты, имело характер «для себя». 

«Тогда я, когда решил делать фильмы, еще не знал, что кино документальное и игровое — это разные вещи. Для меня это было просто кино, я не понимал отличий ни в процессах, ни в подходах. Когда начинали, мы не понимали, как строится индустрия, а самое главное — у нас не было запросов на рынке. Мы просто хотели снимать: это прекрасное чувство, когда ты берешь камеру и идешь снимать все, что тебя окружает», — рассказал редакции Moi-portal.ru Андрей Зубов.

Самые первые фильмы Андрей снимал с Даниилом Чащиным, например, «Стеклопад» по сценарию Артема Татаринова. В 2013-2014 годах они стали одной командой и попали на кинолабораторию Александра Сокурова как раз благодаря этому фильму. Тогда он присутствовал на лаборатории как технический специалист и оператор. В то время на интенсивах можно было увидеть теперь широко известного Кантемира Балагова и Владимира Битокова — весь курс они показывали свои работы. 

При этом уже в 2014 году в Тюмени начал снимать Роман Мамонтов. Тогда он с командой создавал сериал про гостиницу «Восток» и фильм «Эвакуация» про город, захваченный зомби. Для местного продакшена это был резонанс, а сам факт оставался на слуху, в том числе и в СМИ. Первым сериалом, который вышел на федеральный уровень, стал проект «Взрослые дети». Его снимали в 2017-2018 годах, примерно в то же время, когда появился «Медиаполис». 

«Тогда мы еще не знали, что он будет называться именно так. Мы просто понимали, что нужно сделать что-то, чтобы объединять людей и давать им какую-то подготовку, знания, вдохновлять их объединяться в проекты. Полгода у нас ушло на поиск средств и полгода на запуск самого пространства, и вот спустя два года от момента, как я взял в руки камеру и поехал снимать свой первый фильм «Одна победа», появилось наше пространство», — вспоминает Андрей Зубов. 

Первым человеком, кто поддержал кинематографическое движение, пошел «на абордаж темы», разработку идеи «Медиаполиса», стала Рита Посадских. Вместе с ней Андрей придумывал большую концепцию «корабля», который в настоящее время уже имеет широкое внимание в столице и у разных стейкхолдеров, занимающихся темой кино. Первым фильмом нового центра, который приобрел всероссийское значение, стал «BEEF: русский хип-хоп». Теперь его можно найти на КиноПоиске, а в съемке участвовали рэперы федерального масштаба, например Каста, NoizeMC и другие.

Что происходит в сфере сейчас?

Руководитель Moi-portal.ru и продакшена документальных фильмов Дмитрий Колобов уверен, что в Тюмени на сегодняшний день много продакшн-студий, но снимают они не так много документальных или художественных фильмов. Он вспоминает, что первый свой опыт сам получил не так давно — четыре года назад на первом конкурсе «Снять за 72 часа». Это региональный проект, на котором молодые кинематографисты из разных городов под руководством экспертов снимают кино в локациях Тюмени в течение трех суток. Тогда команда мультицентра «Моя территория» с Юлией Киселевой пригласили Дмитрия снять первый документальный фильм.

«После этого, наверное, и началась моя активная деятельность в кино Тюмени. На тот момент я не знал, что, оказывается, здесь можно снимать фильмы. Мы взяли шесть-семь наград и вдохновились продолжать экспериментировать с жанрами, пытаться создавать что-то свое. Формат конкурса меня поразил: команда "Медиаполиса" на три дня превращает Тюмень в площадку кинопроизводства, голливудский съемочный ангар», — рассказал редакции Moi-portal.ru Дмитрий Колобов.

Создательница проекта «Снять за 72 часа» Анастасия Малахова объясняет, что на организацию проекта команду убедила потребность. С ее слов, сообщество существует только тогда, когда есть заинтересованные люди. И когда оно состоит из таких личностей, но не находит поддержки и постоянной коммуникации в проектах, оно рано или поздно слабеет. Поэтому в этом году организаторы, несмотря на все трудности, решили, что должны придумать способ собрать в Тюмени 150 человек, при этом соблюдая все меры безопасности. За три дня команда создала в локациях Тюмени более 30 короткометражных фильмов.

«В последний момент нас поддержала Школа перспективных исследований. Во-первых, мы делали открытие в кинотеатре, где разрешено занимать пятьдесят процентов мест, ребята сидели через одного, безусловно, все в масках. Это позволило нам собрать на тридцать минут людей в одном пространстве, чтобы они узнали о том, что их еще ожидает на протяжении проекта. Во-вторых, на образовательных программах мы собирали группы не более тридцати человек, а экспертов подбирали так, чтобы у нас было достаточно разнородных специальностей», — вспоминает Анастасия Малахова. 

На образовательной площадке выступили актеры, режиссеры, сценаристы, перед которыми участники могли защитить свою идею и задать вопросы напрямую. Организаторы всегда приглашают ребят из Москвы и Санкт-Петербурга, а также тех, кто находится сейчас в индустрии и понимает, что происходит, а значит, может быть полезным для участников. Такие профессионалы, уверена Анастасия, смогут помочь и поделиться лайфхаками о том, как за сжатые сроки работать с материалом и быстро, в ограниченные сроки, снять свое кино. 

Главная особенность проекта — включение в него региональных экспертов с большим опытом. Андрей Зубов упоминает Анну Румянцеву, Анастасию Мингалеву и Алену Непомящую. Часто своим опытом готовы поделиться создатели команды Wake Up и Тимур Бурханов с «непредвзятым к производству подходом». 

«В этом году мы приняли участников из 45 городов, таких же, как мы, голодных на работу. Мы начали понимать, что тюменское кино — это возможность, а также история про желание 72 часа не спать и делать кино. И такие «жертвы» окупаются: некоторые проекты получили комментарии от экспертов, что нужно изменить или добавить. Важно, что люди сейчас, в нашем регионе, готовы создавать, приезжать из других городов, из других стран и создавать», — рассказала редакции Анастасия Малахова.

Что ждет кинопроизводство региона дальше?

Дмитрий Колобов уверен, что у регионов есть большая возможность заявить о себе в документалистике. Если объединить все проблемы региона, то рано или поздно найдутся пересечения, которые станут понятны и интересны всем россиянам. Грамотно построенный тюменский метр может заинтересовать даже Европу и Америку, если правильно сформировать запрос и рассказывать о чем-то, что имеет прямое отношение к глобальным проблемам человечества. 

«Есть такая фраза: "Плохому танцору всегда что-то мешает". Если ты хочешь развиваться в этой сфере, ты в любом случае будешь искать варианты, например, гранты, конкурсы, фестивали, чтобы делать то, что тебе нравится, реализовывать свои идеи на любых площадках. Возможно, в Тюмени не хватает кого-то факультета, связанного именно с кино, но развитие в любом случае идет», — объясняет Дмитрий Колобов.

В то же время Андрей Зубов уверен, что кинодустрия в 2021 году обретает как накопительный эффект большое качество. Он с уверенностью может сказать, что российские сериалы и фильмы — очень достойный продукт. Это то, ради чего нужно встать и идти в кинотеатр, это то, ради чего можно оформить подписку на новую платформу. Конкуренция на рынке за внимание зрителя, которая сейчас появилась благодаря платформам, порождает новое качество, выход на новый уровень российской индустрии. 

«Талантливых людей у нас будет всегда много, а вот требования и особенно бюджет всегда были низкие. Сейчас же выходят такие сериалы, которые хочется смотреть, показывать и на них хочется "подсаживать". Это экспериментально и интересно, поэтому, когда мы все сели дома в период самоизоляции и у нас в руках оказался пульт от телевизора, мы получили доступ к киноплощадкам, которые начали активно вкладывать ресурсы в производство собственного оригинального контента», — рассказал Андрей Зубов. 

Продюсер Baza напоминает, что, как бы сильно ни хотелось, кино легко появиться в регионе не может. Для этого должен быть большой объем ресурсов, времени и внимания людей. Кино — сложный и специфичный продукт, который нужно воспитывать, причем даже не на одном поколении людей — они будут заражать идеями один другого, чтобы они множились и под них появлялись люди, ресурсы и места, откуда могут появляться кадры. Только в таких условиях местный кинематограф будет жить и сможет приобрести самостоятельность и независимость от глобальных контекстов развития.

С ним согласен Дмитрий: он обращает внимание на то, что процесс может пойти не так быстро, как нам хочется сейчас. Уже сегодня пространства Тюмени, в том числе Moi-portal.ru и Медиацентр молодежной политики Тюменской области, стараются проводить лекции и мастер-классы по документальному кино. Moi-portal.ru готов помогать в съемке документальных продуктов: в редакцию может обратиться любой желающий, у кого есть идея, но нет ресурсов. Специалисты портала готовы помочь от планирования до этапа реализации полностью бесплатно и на некоммерческих условиях. В случае, если тебе интересно художественное кино, продакшн сможет подсказать, с чего начать и куда пойти, а также найдет вариант сотрудничества с другой частью киносообщества региона.

«Три года назад я не мог подумать, что тема будет кому-то интересна. Однако сейчас это тренд, он развивается, на это есть запрос, люди хотят делать контент, и делать его качественно и интересно, а самые большие свершения, надеюсь, у нас еще впереди», — пояснил Дмитрий Колобов.