ЕГЭ, который я не сдал, или как пережить проваленный экзамен

Несмотря на то, что шумиха с итоговой аттестацией поутихла, для кого-то экзамены еще не закончились, ведь их ждет сентябрьская пересдача. Ведущий психолог регионального центра «Семья» в Тюмени Ксения Мазитова отмечает, что даже те, кто говорит, что все в порядке, «все норм», испытывают высокий уровень тревожности. Некоторые подростки признаются, что совсем потеряли силы, думают только об экзамене, о своем провале, не чувствуют уверенности и боятся, что не получат аттестат.

«Моя любимая подруженька не сдала ЕГЭ по математике. Мы были рядом, когда она узнала. Плакали вместе. Это так обидно».

«Можете меня поздравить. Я не сдал ОГЭ по двум предметам. И ни капли не сожалею об этом».


Это пример того, как выпускники отреагировали на низкие результаты экзамена. Сообщения были взяты  из социальных сетей. По оценкам прошлого года около 4-6% не прошли аттестацию из 1,4 миллиона выпускников. Что с ними? Как они переживают период пересдачи? Что их ждет дальше? В большинстве своем данные трудности решаются внутрисемейно, обратиться за эмоциональной поддержкой к психологу или на телефон доверия готова лишь малая часть людей.

Ксения Мазитова, ведущий психолог регионального центра «Семья» в Тюмени, рассказала, что сейчас у нее на терапии три подростка. Двое мальчиков, которые не сдали по одному экзамену, закончив 9-й класс. И одна девочка. Она не сдала ОГЭ по всем трем предметам и не прошла первую пересдачу в резервные дни. До этого подросток еще как-то держала себя в руках, но, когда экзамен не удалось сдать и во второй раз, впала в сильную апатию.

Психолог отмечает, что выпускников преследует сильный страх: кто-то чувствует безразличие, большинство из таких ребят растеряли все цели и планы на будущее.

Одиннадцатиклассники, не сдавшие ЕГЭ, находятся в растерянности, ведь планы на институт теперь могут и не сбыться.

Но страшнее всего для ребят переживать реакцию взрослых. А она может быть и такой: «Вот, ты несерьезно к этому подошел, поэтому и такой результат, нечему тут удивляться». Более того, это может обострить конфликты внутри семьи, например, родители, которые в разводе, начнут искать виноватых в том, что ребенок не справился с экзаменом. Примерно такие диалоги можно услышать между отцом и матерью.

Мама: «Это все ты виноват. Бросил нас, ушел к своей…»

Папа: «Это все твое воспитание, вечно сюсюкалась с ней, все позволяла».

В такой ситуации ребенку становится уже совсем не до пересдачи, он может впасть в глубокую депрессию или начнет вести себя деструктивно, агрессивно.

«Для ребенка ЕГЭ — это очень важный этап в жизни. Долгие годы их настраивают, мотивируют, а некоторые взрослые занимаются запугиванием: ‘‘Это очень важное событие, от этого будет зависеть вся твоя дальнейшая жизнь’’, — рассказывает психолог. — Хотя все взрослые знают, куда отправляются аттестаты — в отдел кадров, и жизнь начинают определять не корочки, а твои навыки, знания, опыт, цели. Я не хочу обесценить экзамен, оценки — это, конечно, важно, но подростку надо понимать, что это не весь ‘‘он’’, ЕГЭ — не вся его жизнь. Школьники придают ЕГЭ (ОГЭ) сверхсмысловое значение, и уровень тревоги у них просто зашкаливает», — рассказала Ксения.

Специалист объяснила, что не у всех ребят интеллектуальные способности соответствуют стандартам единого экзамена. У школьников могут наблюдаться индивидуальные особенности в таких процессах психики, как внимание, память, мышление. Профильные тесты показывают, что не все смогут сдать математику на 100 балов или приблизиться к 50. И это не значит, что у ребенка что-то не так с его способностями, возможно, у него тяга к другим наукам. Но система давит на выпускников убеждением, что низкие баллы по ЕГЭ автоматически сделают тебя аутсайдером по жизни.

В центре «Семья» есть психологи, которые помогут с профориентацией. Специалисты знают, как помочь подросткам оценить свои способности в отношении выбранной профессии. Но начать можно и с профильных тестов и информации в интернете.

Жизнь многих известных личностей доказывает обратное. Можно вспомнить Альберта Эйнштейна, которому пришлось бросить на время школу из-за своего нрава, он слышал от учителя: «Эйнштейн, ты никогда ничего не достигнешь». В итоге стал лауреатом Нобелевской премии по физике 1921 года. Амансио Ортега — владелец Zara — не окончил школу в 16 лет.

В жизни важны не только экзамены, но и личные цели, а бывает так, что многие школьники их и не имеют. Единственной целью становится сдача ЕГЭ, и тогда не важно, сдал ты экзамен или нет: в обоих случаях подросток испытает чувство опустошения и неопределенности — когда пройдет аттестация, поскольку что будет дальше, он и не пробовал смотреть. Ребенок несколько лет был сконцентрирован только на ЕГЭ.

«Чтобы на первый план вышло самоопределение по жизни, а экзамен должен быть лишь этапом, да, важным, но не определяющим. На консультациях мы и разбираем, что выпускники хотят от жизни, кем видят себя в будущем, проходим профильные тесты. Например, много учеников хотят изучать такую престижную науку, как юриспруденция. Но не задаются вопросом, какой будет их работа. Те же следователи после долгого обучения работают вначале помощниками — бесплатно. Нужно смотреть на поступление в институт и сдачу экзаменов шире, в рамках большой и длинной жизни», — рекомендует Ксения Мазитова.

Психолог посоветовала пересмотреть и стереотипное отношение к колледжам. Многие называют их «шарагой», а ведь это очень хороший старт для тех, кто еще не определился с областью изучения для высшего учреждения, и тех, кто понимает, что пока не потянет вуз.

«Колледж после 9-го класса — это как маленькое студенчество: приучает к самостоятельности, дисциплинирует и по его окончанию уже можно подрабатывать. Но ведь не каждая семья готова принять такой расклад. Это не престижно — не иметь высшего образования, все об этом говорят. Такая стандартизация приводит к тому, что часто под влиянием взрослых ребята выбирают не тот институт, потому что пошли туда, чтобы иметь высшее образование, а не потому, что им интересна эта область изучения. Берут академы, уходят в декрет, бросают учебу — открывают свое дело, в лучшем случае», — предупреждает специалист.

Психолог объяснила, что и психологическая помощь в ситуации, когда ребенок не может преодолеть и принять плохие оценки, оказывается исходя из его истории, особенностей психики, развития и отношений в семье и в целом в социуме. Однако эксперт постаралась кратко ответить на вопросы, которые оставляют подростки на психологических форумах.

Блиц-опрос с психологом Ксенией Мазитовой. Специалист ответила на самые частые вопросы выпускников

Я получил результаты ЕГЭ — не сдал. Как сказать близким, друзьям? Может переждать — закрыться дома?

— Спрятаться вряд ли получится. Когда есть «закрытая дверь», люди, напротив, будут стараться туда постучаться или открыть ее. К персонам, которые замыкаются в себе, внимания становится еще больше от взрослых. Я рекомендую честно отвечать: «Да, я не сдал».

Теперь мне все дают советы, меня это раздражает! Как отвечать взрослым? Что делать дальше, ведь ЕГЭ я не сдал?

— В идеале составить план, прописать на бумаге, какими будут твои дальнейшие действия. Взрослым же надо говорить открыто и в лицо: «Мне неприятна эта тема, прошу не обсуждать ее постоянно. Я понимаю, в каком я сейчас положении, но обсуждать не хочу». Знаю, что так рационально действовать подросток вряд ли будет. Но надо понимать, что результат ЕГЭ не делает тебя плохим, глупым, несчастным неудачником. Экзамен — это не характеристика на всю жизнь, это не клеймо — это ситуация, которая не будет длиться вечно.

Поможет ли «Геншин» или другие компьютерные игры и увлечения?

— Лучше свои чувства проговаривать с человеком, которому ты доверяешь. Чем больше говорим, больше это проживаем — тем легче и быстрее нам станет. Игры, гулянки — это отвлечение, но по факту уход. Ты словно отвернешься от ситуации, делая вид, что ничего не произошло. Даже если всем говорить, что тебе пофиг, — это значит обманывать самого себя. Потому что подготовка к экзамену была твоей основной деятельностью, и ты, конечно, переживаешь. Нужно завершать мысли в голове, сомнения. Например, ты переживаешь, что не смог списать, но ведь это уже прошло — итог истории другой, значит и сожалеть об этом не стоит, лучше подумать, что дальше, подумать о делах. И вот это все надо с кем-то проговорить. Если в окружении таких лиц нет, то можно обратиться к психологу или на телефон доверия, бесплатные чаты или форумы.

Не могу определиться с тем, куда идти, даже если пересдам ЕГЭ. Я в принципе не знаю, что дальше, хоть и получил проходной балл.

— Если твоей целью был ЕГЭ, а не желание сдать экзамен, чтобы быть логопедом в будущем, то вполне естественно чувствовать опустошение из-за сильного стресса. Потому что цель пройти аттестацию и точка. Ресурсы потрачены, задача выполнена или нет, а дальше план никто не строил, поэтому и тупик. Но не спеши очаровываться профессиями своих кумиров и близких людей, узнай, что стоит за их деятельностью: сколько работают, сколько на это учатся, какие плюсы и минусы. У меня был случай, когда трудный подросток после инцидента захотела стать следователем, потом после консультации со мной пришла с идеей пойти на психолога. Ориентироваться лучше стоит на себя и оценивать свои внутренние качества.

Все получили аттестат, а у меня теперь справка. Я ничтожество.

— Убеждение в том, что ты ничтожество, вероятно, начало развиваться еще до экзамена. Потому что если взрослые, родители на протяжении подготовки к ЕГЭ и ОГЭ тебя хвалили, любили, НЕ окружали гиперопекой и контролем, то, скорее всего, ты встанешь и пойдешь дальше. Если состояние депрессивное, то это уже серьезно. Можно предположить, что кто-то помог развиться низкой самооценке, может быть, близкие говорили: «Да ничего у тебя не выйдет. Куда тебе, куда ты лезешь» либо так сильно переживали, что «заразили» тебя своими страхами. Это история из детства, ее нужно разбирать с психологом.

Мне 18, а я еще не работаю. Денег на психолога нет. Что делать?

— Можно начать с телефонов доверия, найти начинающего психолога, который не возьмет много денег. Многие именитые психологи вряд ли откажут, если ты обратишься с запросом по ЕГЭ. Важно помощь попросить, а не ждать того, что кто-то поможет. Разговор со специалистом, пусть и часовой, уже стабилизирует состояние, первые симптомы снимает экстренная психологическая помощь — она доступна всем. Психолог при помощи диагностики, специальных тестов уже скажет, нужна ли помощь терапевта.

Я хочу работать, а родители не отпускают!

— Психологи не дают советов в отношении твоего будущего. Но можно предложить тебе рекомендацию — попробовать разобраться в себе. Такое категоричное желание сформировалось из-за протеста в отношении родителей, или ты и правда определился со своим будущим? Тогда действия будут более объективными, а не на эмоциях. У меня сейчас на консультации юноша, ему 17 лет. Он ушел из дома и нашел работу, но с психологической точки зрения у него образовалась травма, что его не поняли, не поддержали, с родителями не общается, пытается найти успокоение в отношениях с девушками. Уйти со скандалом — это значит уйти с болью. Но с другой стороны, ребенок 17 лет — это личность, которая имеет право на эмансипацию от асоциальных родителей, например.

Дома теперь постоянные скандалы, хочу покончить с собой, не хочу так жить. Что делать?

— Это серьезное заявление, особенно если мысль в голове появляется все чаще. В Тюмени есть Центр суицидальной превенции на улице Герцена, 74. И не стоит бояться, что он открыт на базе психиатрической больницы. Напротив, это серьезное учреждение, у них тоже есть телефон доверия 8 (3452) 500-598. Несмотря на то, что вы уже близки к совершеннолетию или вам уже 18, вы еще не способны мыслить, как взрослый, поэтому нужен старший, который скажет, что это временная ситуация. И это может пройти, если среда перестанет на вас давить. Иногда суицидальная попытка является для подростка единственной возможностью, по его мнению, сказать окружению: «Стоп, хватит, мне больно!»

Меня не приняли в институт! Что делать? Это было моей главной целью, мечтой, родители так надеялись.

— Это сродни любому состоянию утраты. Поэтому, конечно, будет этап горевания. Да, у тебя были свои планы, очарования, была картинка, что будет дальше, и ответ вуза, что ты не принят, в один момент ее растворил. Произошла утрата твоего представления о будущем, статусе, поэтому ты можешь злиться, плакать. Чтобы ускорить процесс горевания  — надо проговаривать и искать ресурсы; когда ситуация принята, можно начать искать ответ, что будет дальше. Но если ты сейчас в горе, то ждать от себя рациональных действий не стоит. Надо отгоревать. Пройти этот этап с меньшими потерями для своего психологического здоровья помогают профессиональные психологи.

Психолог объяснила, что одной из причин, почему дети так сильно переживают из-за ЕГЭ, являются родительские страхи.

«Это взрослые говорят, убеждают, что если в институт не поступил, то все, жизнь на этом закончилась. Это их установки, это они так считают. Взрослым стоит вначале поработать над собой, перед тем, как делать выводы о будущем своего ребенка», — уверена Ксения Мазитова.

 

Как справиться со своими страхами?

Стефани Шталь, немецкий клинический психолог, говорит, что все наши страхи — это проекции, то есть это мы так себе что-то в голове «нафантазировали», но люди не могут предугадать, что в точности произойдет в будущем. Чтобы страхи побороть, психолог советует надуманный сценарий проигрывать до конца, задавая себе вопрос: «А потом что?» После этого дистанцироваться от страшных мыслей, представить, что вы взрослый рациональный человек.

«Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся и не случаются. Или, если они произойдут, мы как-нибудь справимся. Вспомни, сколько раз твои страхи вводили тебя в заблуждение. И как часто было лучше, чем ты опасался», — пишет Шталь.

Взглянуть на мир не через эмоции, а через реальность происходящего и помогают психологи.

В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.

Запись по телефону: 8 (3452) 20-21-33 и 20-40-70.